Техническое обслуживание автомобиля на гарантии

На самом деле, кроме случаев ремонта по гарантии, автолюбитель не обязан посещать официального дилера даже для техобслуживания!

Есть сомнения? Убедитесь сами, изучив мнение практикующего юриста Олега Павлова, изложенное в книге "Мои права в автосалоне и автосервисе".

…Многие дилеры включают в договор с потребителем незаконные пункты, в частности, запрет на самостоятельную установку сигнализации, магнитолы, в любых местах, кроме авторизированного сервиса. Например:

1) Гарантия действует на транспортные средства, ремонт или техническое обслуживание которых производится во время гарантийного периода, определенного данным Положением, в сервисе Гаранта.

Это требование противоречит п. 1, 2 ст. 16 ЗоЗПП, так как приобретение автомобиля обусловливает покупку ряда других услуг. Гарантийные обязательства становятся зависимыми от условий, не имеющих связи с дефектами товара.

2) Гарантия действует на поломки и дефекты деталей, узлов транспортного средства, в неправильном функционировании которых не может быть виноват изготовитель транспортного средства.

Изложенное условие сужает гарантийные обязательства по сравнению с изложенными в абзаце 2 п. 6 ст. 18 ЗоЗПП и п. 2 ст. 476 ГК РФ. Гарантия действует на все дефекты, появившиеся после передачи товара покупателю. Исключением являются лишь возникшие в результате нарушения правил эксплуатации, хранения, транспортировки; действий третьих лиц и непреодолимых сил.

3) Гарантия не действует на самостоятельное переоборудование автомобиля, а также на все узлы или детали, чья работа зависит от переоборудованных элементов или систем.

4) Гарантия действует на транспортное средство, чьи технические, эксплуатационные характеристики, определенные его изготовителем, изменены путем внешнего вмешательства без согласия дилера.

Эти требования 3) и 4) нарушают абзац 2 п. 6 ст. 18 ЗоЗПП и п. 2 ст. 476 ГК РФ, в котором говорится, что продавец должен доказать связь между проведенным переоборудованием и появившейся неисправностью. Также ст. 209 ГК РФ утверждает право собственника на свободное владение, пользование и распоряжение его имуществом.

Требование нарушает абзац 2 п. 6 ст. 18 ЗоЗПП и п. 2 ст. 476 ГК РФ.

5) Владелец транспортного средства должен покупать расходные материалы, необходимые при техническом обслуживании, у дилера.

6) Запасные части, необходимые при гарантийном или другом ремонте, должны приобретаться у дилера.

Требования 5) и 6) противоречат п. 2 ст. 16 ЗоЗПП. Приобретение услуги не может быть связано с обязательным приобретением товара. Ведь потребитель теряет право свободного выбора расходных материалов или запасных частей.

7) Все виды диагностики узлов, систем и деталей оплачиваются.

Нарушается п. 2 ст. 13, абзац 7 п. 1 ст. 18 ЗоЗПП. Диагностика может являться этапом процесса устранения дефекта, появившегося не по вине хозяина транспортного средства. Подобные расходы оплачивает продавец.

8) Плановое техническое обслуживание и ремонт транспортного средства клиент должен проходить только на сервисе дилера.

Нарушается абзац 2 п. 2 ст. 16 ЗоЗПП (обязательства продавца становятся зависимыми от условий, не имеющих связи с недостатками товара), а также ст. 209 ГК РФ, утверждающую право собственника на свободное распоряжение его имуществом.

9) Клиент обязуется не устанавливать и не применять детали, дополнительное оборудование и т.п на транспортное средство без согласия дилера.

Нарушаются вышеупомянутые ст. 209 ГК РФ и абзац 2 п. 2 ст. 16 ЗоЗПП

Как гласит п. 1 ст. 16 ФЗ «О защите прав потребителей», пункты договора, которые ущемляют права потребителя по сравнению с теми, которые устанавливают правовые акты РФ, являются недействительными. Поэтому в сомнительных случаях не стоит пренебрегать консультацией юриста. Чаще всего дилер надеется на низкий уровень правовой грамотности потребителя и, к сожалению, оказывается прав. Уведомив о нарушении Роспотребнадзор и отправив ему копию договора, потребитель может добиться наложения на дилера штрафа в размере от 10 до 20 тыс. руб.

Как считает Александр Смирнов, директор одного из официальных дилеров Mitsubishi, «мы не можем указывать покупателям, где и как устанавливать дополнительное оборудование на транспортное средство, а лишь рекомендовать в качестве исполнителя наш дилерский центр, так как это удобнее». Также Александр Смирнов утверждает, что снятие с гарантии не может быть вызвано самостоятельным «тюнингом» авто, если связь между поломкой и подобной самодеятельностью не доказана дилером.

Вот как считает «Тойота Мотор»:

Вячеслав Арсентьев, юрист Роспотребнадзора по Санкт-Питербургу:

«Есть два вида гарантии: по закону и автосалона. Первая является обязательной, а вторая – нет. Гарантия по закону действует вне зависимости от содержания подписываемого договора в течение двух лет после приобретения транспортного средства. Детальную информацию содержит ст. 19 ФЗ "О защите прав потребителей", ст. 477 ГК РФ. Даже если автосалон лишит своей пятилетней гарантии, то двухлетняя гарантия все равно будет действовать. Даже в случае самостоятельной установки дополнительного оборудования.

Анатолий Макаренко, юрист организации «Традиции права»:

«Дилеры занимаются самоуправством. Гарантию устанавливает производитель товара, а не его реализатор. Дилер, снявший авто с гарантии, нарушает ст. 6 Закона о защите прав потребителей. Требуйте письменное постановление о снятии с гарантии, и обращайтесь с ним в суд».

Михаил Овчарок, руководитель «Общества защиты прав потребителей»:

«Потребитель может оспорить цены услуги, если такое обслуживание не внесено в сервисную книжку. Снять с гарантии все авто, если была установлена только сигнализация, никто не имеет права. Пишите претензии дилеру, получайте его ответ в письменном виде и обращайтесь в суд».

Михаил Северный, и.о. руководителя Санкт-Петербургского клуба автомобилистов:

«Если конструкция автомобиля не нарушается – то мелкий ремонт, установку «допов» можно делать самостоятельно. Права автомобилистов часто нарушают. Например, при приобретении по образцам, предпродажная подготовка входит в цену машины, но это никто не соблюдает».

Мария Кондратенко, начальник отдела предупреждения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции ФАС:

«Пока жалобы на автодилеров не получали, но в случае ее получения проверка салона будет проведена».

Техцентр в ОПАР, ответ на запрос:

 

 

Как вести себя при разговоре об установке дополнительного оборудования в автосалоне с его менеджерами:

1) Предварительно узнайте альтернативные цены на оборудование и его установку. Учтите, что в автосалоне есть модели, которых нет в продаже, с незначительными отличиями от основного ассортимента, имеющегося в свободной продаже. Стоят они намного дороже, что позволяет получать сверхприбыль. Ориентируйтесь на основные функции, внешний вид.

2) Запомните, что установка дополнительного оборудования – солидная статья доходов автосалона, поэтому вас обязательно будут убеждать воспользоваться такими услугами.

3) Чтобы вы установили «допы», могут приводиться такие аргументы:

Аргумент: Сторонняя установка – причина для снятия с гарантии всего автомобиля или его отдельных систем.

Контраргумент: Такое требование незаконно. Устанавливать «допы» может любой сервис, имеющий соответствующий сертификат Ротстеста.

Аргумент: Дилерская установка – самая качественная.

Контраргумент: Установка сигнализации занимает пару минут, так как мастера имеют опыт работы с типовыми системами. Системные блоки ставятся в самые удобные места, не прячутся, соединения не пропаиваются. Диагностика нужна лишь для определения неисправностей, и необходимым для этого оборудованием обладают почти все независимые сервисные центры.

Аргумент: При очередном ТО мы узнаем, что вы установили «допы» в другом месте, и снимем авто с гарантии.

Контраргумент: Почти в любом городе есть несколько официальных дилеров одной марки машин. Единой клиентской базы нет. Качественно выполненная установка не отличается в зависимости от того, кто ее выполнял. Поэтому можно сказать, что «допы» устанавливал другой официальный дилер. "Подтверждающих документов с собой нет, так как не смог найти, но принесу позже".

4) Не обращайте внимания на «страшилки-примеры из жизни».

5) Если вы уехали из салона без «допов», то в следующие посещения вопрос снятия с гарантии уже не обсуждается. Работы и запчасти по гарантии оплачиваются производителем авто, поэтому дилеру в целом невыгодно отказывать в гарантии.

5) С кредитными авто, когда кредит оформляется в салоне дилера, может возникнуть замкнутый круг: сигнализация – страховка – кредит – покупка. Без прохождения такой цепочки выехать из салона просто нельзя. Обращайтесь в сторонний банк, сотрудничающие с которым страховые компании разрешают установку сигнализации после выезда за пределы автосалона.

6) Не устраивайте скандалы и истерики. Лучше попросите письменный отказ в гарантийном обслуживании. Чаще всего после этого остальные вопросы отпадают.

Для посещения ТО тоже необязательно обращаться к дилеру!

В Сыктыкаре ООО «Ниссан Мотор Рус» компенсировал цену авто, неустойку, убытки и моральный вред автовладельцу, недовольному новой Almera Classic с трехлетней гарантией (или 100 тыс. км пробега). Покупателя заставил задуматься механический шум при работе мотора, со временем усиливающийся. В техническом центре неисправность была классифицирована как несущественная, и поэтому не устранялась даже после шести обращений за два года. Направлялись два письма с просьбой обмена авто или возврата средств за него. Аналогичное обращение отправлялось и представителю завода-изготовителя ООО «Ниссан Мотор Рус». Согласно записи в паспорте автомобиля, именно эта компания является его импортером. ООО «Ниссан Мотор Рус» просьбу не удовлетворило, сославшись на то, что машина покупалась и обслуживалась у неофициального дилера. Покупатель обратился в суд. Независимая экспертиза показала, что причиной шумов является производственный брак.

Суд отмечал, что производитель транспортного средства мог предписать периодичность и объем техобслуживания. Но изготовитель или импортер не может накладывать на потребителя ограничения в способе осуществления ТО. То есть владелец авто может проходить ТО, где угодно, при этом, не теряя дилерскую гарантию.

Аргументы ООО «Ниссан Мотор Рус» о том, что машина была куплена и обслуживалась не у авторизированного дилера, суд отметил как неправомерные. У покупателя была сервисная книжка о продаже, предпродажной подготовке, выполненными официальным дилером Nissan. Сервисное обслуживание осуществлялось в компании, имевшей сертификаты соответствия на выполняемые работы.

Суд постановил взыскать с ООО «Ниссан Мотор Рус») в общей сложности около 700 тысяч рублей.

 

На основании этого случая можно утверждать, что:

  1. Владелец авто может проходить обслуживание в любом техническом центре, обладающем сертификатом соответствия и при этом рассчитывать на дилерскую гарантию. Представитель завода-изготовителя компенсирует потребителю понесенные издержки.
  2. Продавец, импортер или изготовитель должен доказать, что потребитель нарушил правила эксплуатации автомобиля. Также продавец, импортер или изготовитель несет ответственность за недостатки в машине, возникающие в ней или уже существующие на момент покупки.
  3. На основании представленной судебной практики, известной, но замалчиваемой официальными дилерами, каждый автовладелец имеет шанс рассчитывать на компенсацию – в том случае, если машина была куплена с производственными дефектами, и вне зависимости от того, где проходилось обслуживание. Главное, чтобы автосервис был сертифицирован в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Альтернатива дилеру

Автосервис "Рубин" обладает сертификатом на проведение работ, связанных с установкой дополнительного оборудования. Гарантия от завода-изготовителя полностью сохраняется.